Проститутка

Древнейшая профессия. Феномен явления

Под проституцией (от латинского — позорно, бесчещу) обычно понимают продажу своего тела. Однако данный феномен нельзя сводить, как кажется на первый взгляд, исключительно к сексуальной связи за плату. На практике подобный односторонний подход может завести очень далеко. Дело в том, что в любом половом акте между партнерами всегда существуют духовно-эмоциональные отношения (причем далеко не всегда со знаком плюс). Их содержание во многом определяется господствующими в конкретных социальных группах взглядами на половую мораль, стандартами мужского и женского поведения, ценностными ориентациями. Если проституцией считать все сексуальные контакты, которые сопровождаются подношением женщине вознаграждения, и отвлекаться от социального смысла возникающих здесь связей, то нельзя будет отделить проституцию от отношений между мужем и женой. Ведь часто признательность за подарок от любящего человека выражается и в интимной сфере.

Социология не может пока дать исчерпывающей характеристики сущности проституции. Конечно, только что приведенные рассуждения кому-то могут показаться надуманными либо чисто схоластическими. В действительности же они имеют непосредственное практическое значение. Какова степень распространения этого социального зла? Ответ на первый взгляд прост. Показателем служит число женщин, продающих себя за деньги. А если «платой» служит принятый экзамен? Или ужин в ресторане? Далее. Ведь есть еще и потребитель «услуг», да не один. Причем, как известно, именно спрос рождает предложение, а не наоборот. Самое же главное, мало констатировать существование подобного рода отношений. Необходимо выявить социальные причины их возникновения. Почему одна из тончайших, интимнейших сторон человеческой жизни становится объектом «купли-продажи»?

Конечно, малосодержательный, бесцветный труд привлекает женщин куда меньше, чем легкая работа по вызову. Это действительно большая проблема, и обусловлена она тем, что стандарты высокого потребления никогда не связывались с массовым сознанием, размером трудового вклада. Более того, хозяйственно-экономическая практика, серьезные нарушения в сфере распределения стимулировали умонастроения, будто добыть материальные блага можно без особого труда. От таких представлений до первого гонорара за специальные услуги всего один шаг. Вспомним героиню Ф. М. Достоевского Сонечку Мармеладову. Для нее занятие проституцией явилось трагедией, крушением жизни. Но грань, именуемую человеческим достоинством, она преступила сознательно: другого способа спасти семью от нищеты не было. Осознается ли сегодня подобный шаг как социальный и нравственный выбор? Увы, не всегда и не всеми.
Проституция - древнейшая профессия
С точки зрения потребительской психологии, прикрывающей бездуховность воинствующим цинизмом, торговля собой, своим телом нравственным падением не считается. Цель оправдывает средства: покуда «девоньки из бара» держатся «на плаву», шикарно одеваются, ведут беззаботную и безбедную жизнь, никаких претензий к ним быть не может. Но стоит такой «жрице любви» сдать позиции, общество от нее отворачивается. Ей грозит полное моральное и материальное забвение. Романтизируют и обеляют проституцию прежде всего потребители «услуг». Логика здесь простая и давно известная. Тот, кто рассматривает мир как скопище вещей, призванных служить удовольствию, тем сильнее, чем больше за него заплачено, считает: ничего в этой жизни нельзя упустить, все можно купить — машину, дачу, любовь. Чем роскошнее блондинка, чем дороже ночь, тем более оправданно существование в мире вещей.

Сегодня при всей убогости и циничности подобных явлений противостоять им крайне трудно. Трудно потому, что проститутки снимают проблему ответственности за свои поступки и их последствия.

Проституция — явление сложное, многоуровневое. Здесь есть своя элита. Она-то главным образом и оказалась в поле зрения СМИ. Есть и дно, о котором мало кто вспоминает, когда становится на путь женщин низкой социальной ответственности. Представить это дно нормальный человек часто не в состоянии. Конечно, на всех стоит одно клеймо, но носят его разные в социальном отношении женщины. Далее. Проблему нельзя сводить только к проституткам. Ведь каждая обслуживает многих клиентов-мужчин. Кто они с социальной точки зрения? Почему прибегают к таким услугам? На эти принципиально важные вопросы еще нет точных ответов.

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *